Старый Саратов
Логотип музея
Современный Саратов
Версия для слабовидящихОбычная версия
Размер шрифта: A A A Цвет: A A A

Статья

Комплектование материалов о Ю.А. Гагарине в 1961 году в Саратовском областном музее краеведения

Г.П. Глозман,
зав. научно-просветительным отделом музея

У жителей Саратова и области к космонавтам и космонавтике особое отношение. Около 20 знаменитых героев освоения Вселенной – ученых, космонавтов, биографически пересекаются с нашим краем.

А главная гордость связана с Ю.А. Гагариным. Многие посетители нашего музея убеждены, что и родился он в Саратове (вариант – в Саратовской области). Это свидетельствует не о незнании саратовцами биографии первого космонавта, а о том, насколько наши земляки считают Гагарина своим, «нашенским».
И все же, родился Гагарин под Смоленском. А вот юность будущего космонавта прошла на нашей, саратовской земле. Яркие впечатления этого периода жизни Гагарина (1951-1955 гг.) – большой город, Волга, учеба в техникуме и аэроклубе, друзья, самостоятельная жизнь – выразились в словах самого космонавта: «Саратов я по праву могу считать своей второй родиной, городом моей юности – здесь я учился в индустриальном техникуме … Здесь же я учился в аэроклубе ДОСААФ, здесь началась моя крылатая юность. Наконец, на Саратовскую землю я возвратился из космоса»[1]. Это право Саратова считаться «второй родиной» признавали мать космонавта, А.Т. Гагарина, другие его родственники. Делить смолянам и саратовцам Гагарина не стоит, и ревность здесь неуместна: Гагарина хватит на всех. Право гордиться им, любить его имеют все.
Если принять за аксиому, что Ю.А. Гагарин – знаковая фигура в истории человечества, то интересно сопоставить два момента, связанных с историческим днем 12 апреля 1961 года.
С одной стороны – участники подготовки первого полета неоднократно заявляли, что не ожидали такого шквала, взрыва ликования, радости и гордости всего Мира, т.е. по сути не предвидели столь высокую степень оценки события, данного человечеством.
С другой стороны, непосвященные люди, т.е. те, кого принято называть народом, на интуитивном уровне почувствовали глобальность произошедшего, по сути, своим отношением задав тон, и определивший это событие в разряд эпохального события века.
В экспозицию Саратовского областного музея краеведения входит постоянно действующая выставка «Дорога в космос», которая очень популярна у жителей и гостей города, у отечественных и иностранных туристов. Особым вниманием пользуется самолет ЯК-18, на котором учился летать курсант Саратовского аэроклуба ДОСААФ Юрий Гагарин, другие экспонаты, связанные с его именем.
Показалось интересным исследовать историю поступлений материалов о Ю.А. Гагарине в 1961 году в Саратовский областной музей краеведения.
 
***
 
История начала комплектования коллекции о Ю.А. Гагарине представляет на сегодняшний день определенный научный интерес в качестве объекта для изучения, когда бесценна любая информация, связанная с именем первого космонавта планеты. Сухие и лаконичные документы музейных актов и протоколов того времени сами по себе являются историческим материалом, отражающим атмосферу начала 60-х годов. Они иллюстрируют не только осознание значимости, эпохальности события самими музейными сотрудниками, но и высокую степень накала патриотизма рядовых граждан в стране в целом и энтузиазм саратовцев в частности.
С 1961 по 1965 гг. в областном музее было собрано, согласно коллекционной описи, 222 предмета, связанных с именем Ю.А. Гагарина. Большая часть из них поступила в апреле-октябре 1961 г.
Это фотографии, иллюстрирующие связь Гагарина с Саратовской землей, приветствия и поздравительные телеграммы техникуму и аэроклубу от ликующих земляков в честь его полета, например, от В. Порохни из Нового Афона, Коробова из Калининграда и др., печатная агитпродукция, посвященная первому полету: открытки, листовки, брошюры, плакаты.
Начало коллекции было положено 13 апреля 1961 г. По воспоминаниям Л.Б. Рубинштейн, работавшей тогда заведующей советским отделом, узнав о полете Ю.А. Гагарина, вслед за радостью музейные сотрудники стали испытывать другие эмоции: успеть, не опоздать, опередить! И, нужно отметить, действовали они очень оперативно. 12 апреля 1961 г. связались по телефону с работником аэроклуба Фимушкиным.
На следующий день, 13 апреля, в музей по акту, подписанному П. Соколовым, были переданы: «Комбинезон х/б, шлемофон летный, ботинки парашютные, защитные очки, подшлемник, перчатки с крагами». На обратной стороне акта запись: «Всеми этими вещами пользовались курсанты аэроклуба в 1954-55 гг. группы летчика-инструктора Мартьянова. В этой же группе обучался летному мастерству Ю.А. Гагарин».
21 мая 1961 г. в областном музее появился раритетный экспонат, являющийся знаковым и на сегодняшний день: самолет «ЯК-18». Исторический документ – Акт №594 достоин, чтобы его привести полностью: «Мы, нижеподписавшиеся, техник самолета Саратовского областного аэроклуба Вшивцев П.О. и директор Саратовского областного музея краеведения Малышева Мария Ивановна составили настоящий акт в том, что первый сдал, а вторая приняла самолет ЯК-18 №1166304 с авиадвигателем М-II ФР №5410348.
Самолет и мотор списаны на основании инспекторских свидетельств №1291 и №1292 от 08.10.60 года.
Самолет полностью укомплектован радио-электро спецоборудованием.
С самолетом сданы часов – 2 неисправленных.
 
Сдал: Техник самолета
Саратовского аэроклуба                          Вшивцев.
 
Принял: Директор
Саратовского областного
музея краеведения                                    Малышева.
 
Утвердил: Начальник
Саратовского областного
Аэроклуба ДОСААФ                                         Пучик».
 
После торжественного митинга на стадионе «Динамо» самолет с сидящим в нем человеком в шлемофоне провезли по улицам города, и по проспекту Ленина (ныне ул. Московская), подвезли к музею, сняли оба крыла и в таком виде поставили на втором этаже, в отделе природы. Именно в этом зале его увидел Ю.А. Гагарин, посетив музей в январе 1965 года.
В 1976 г. к музею сделали пристройку и самолет, приобретя одно крыло, переместился на 3-й этаж в новый зал «Освоение космоса», предназначенный специально для размещения материалов по космонавтике. К 40-летию исторического полета, в апреле 2001 г., в зале прошла реконструкция, и внешний вид самолета, наконец, был восстановлен полностью: к нему прикрепили второе крыло.
Самолет ЯК-18 был передан в музей с надписями на правом борту «На этом самолете в 1955 г. учился летать Ю.А. Гагарин» и на левом «Краеведческому музею от Саратовского аэроклуба: передан музею на вечное хранение». О праве владения свидетельствует еще один документ, появившийся чуть позже: официальная грамота о передаче самолета в музей на вечное хранение.
В 1961 г. появление в Саратовском музее самолета, на котором учился летать первый космонавт, имело большой резонанс. Подтверждением этому становится документ, датированный 13 июня 1961 г.: акт №872 о поступлении в музей ряда ценных с исторической точки зрения вещей, правда не имеющих отношение к гагаринской тематике, но сопровождающейся очень интересным и показательным письмом из Ярославской области, заслуживающим того, чтобы частично процитировать его.
«… От старого чапаевца Савинкова Михаила Афанасьевича. Уважаемая Мария Ивановна![2] … Я вместе с Вами как старый саратовец радуюсь тому, что в Ваш музей поступил самый ценный подарок – Самолет Гагарина. Все мы можем этому только радоваться и гордиться … Посылаю Вам для музея свой скромный подарок: планшетку кожаную и кожаный портупей, полученный мною в 1919 г. в сентябре месяца в городе Уральске лично от начальника отдела снабжения 73 бригады тов. Белобородова … И где бы я не был, я хранил эти вещи. А сейчас решил … планшетку и портупею передать Вам в музей…».
По письму можно представить, какой силы эмоции и подъема гражданственности испытал пожилой человек, чтобы решиться расстаться с дорогими вещами!
Атмосферу времени первых полетов в космос, осознание значимости, даже эпохальности события и горячего интереса к личности Ю.А. Гагарина, отражает еще один документ, относящейся к началу комплектования коллекции.
Протокол № 112 заседания закупочной комиссии от 18 июля 1961 г. «О приобретении у гражданки Офицеровой А.Ф. фотографий о жизни в Саратове космонавта Ю.А. Гагарина» в количестве 14 штук за 9 рублей 80 коп.
Денежная сумма, выплаченная музейной закупочной комиссией (традиционно прижимистой) достаточно велика для пореформенного 1961 года. Для сравнения интересно взглянуть на соседний акт о закупке фисгармонии 1-й половины ХIХ века, оцененной в сумму 20 рублей[3]. Дело, конечно, не в цене, а в степени осознания ценности этих фотодокументов для истории как сотрудниками музея, так и гражданкой Офицеровой А.Ф.
В августе, сентябре, октябре 1961 г. в книге записи поступлений появляются протоколы №№ 114, 117, 118 о приобретении у граждан Саратова коллекций материалов, собранных ими по велению души: плакаты, брошюры, значки, флажки, марки, конверты, газеты, журналы, ноты, «долгоиграющие» пластинки с репортажем, газеты на иностранном языке, автограф Ю.А. Гагарина, данный на пароходе «Ю.А. Гагарин». Всего 97 предметов.
На этом фоне патриотизма саратовцев удивителен и трогателен факт передачи коллекции печатной агитационной продукции жителем г. Смоленска, родине Ю.А. Гагарина[4].
Комплектование коллекции в 1961 г. закончилось поступлением 23 октября 1961 г. 11 фотографий, связанных с приземлением Ю.А. Гагарина. Собирательская работа активно продолжалась и в последующие годы, проводится она и сегодня.
Но начало работы по сбору материалов о Ю.А. Гагарине наиболее отражает всеобщее воодушевление того времени, связанное с победой нашей Родины, науки, простого человека, с радостью, пусть несколько наивной по поводу того, что обогнали американцев, опередили весь мир в своих научных достижениях в области освоения космоса. Это время является хорошим напоминанием нам, сегодняшним, забывшим, а молодому поколению не знавшему, о том, что это такое: гордость за свой город, свою страну, свой народ.
 

[1] Ю. Гагарин. Из радиообращения к саратовцам. 1967 г.
[2] Директор музея Малышева М.И.
[3] Например, средняя зарплата музейного сотрудника в 1961 году составляла 40 рублей.
[4] Позже из Смоленского музея, по просьбе сотрудников Саратовского музея поступило 9 фотографий (поделились коллеги!), некоторые из которых являются весьма ценными.